Только ли рассказ о героях былых времён делает фильм актуальным и сейчас? Достаточно ли присоединиться к подвигу соотечественников, чтобы рассказанная история заставила зрителя заново её пережить, представить себя в том времени, месте, условиях? Мало, бесконечно этого мало. Чтобы у зрителя появилась возможность, не только понять, но и принять образ действия героев как пример, автор должен сам совершить подвиг, тот подвиг, который соответствует его времени.
Обычно объективность противопоставляется субъективности. А в данной работе они вполне друг с другом уживаются. Автор достоверно, беспристрастно передаёт факты и одновременно наполняет их собственными переживаниями, эмоциями, осмыслениями. Он постоянно держит в уме вопрос: "А что это значит для меня?". Такое отношение к материалу и делает картину объёмной, дышащей, живой, вызывает зрительский отклик.
Фильм далеко не так однозначен, как это может показаться поверхностному взгляду. Автор поднимает много вопросов и преподносит много фактов, которых в темах о Второй мировой боятся как чумы, избегают, замалчивают, обходят стороной и применяют тысячи прочих уловок, лишь бы не коснуться их. Страх общественного мнения, слабость заявить о собственном мнении, боязнь отойти от традиций и канонов - общие черты пропагандистов и морализаторов.
Автор фильма ставит перед собой вопросы и ищет в работе честные ответы, преодолевая скованность устоявшихся форм и сложенных стереотипов об участниках Второй мировой.
Достаточно упомянуть несколько фактов, приведенных в фильме.
Три четверти грузов по Лендлизу перевозили не советские, а английские моряки. Факт явно не популярный. Александр Иванович не побоялся, в противовес бравурно-гусарской-пропагандистской манере романтизации войны, рассказать о её изнанке - искорёженном железе, обгоревшей плоти, обмороженных телах. Человек, находящийся 30 минут в воде с температурой +6 - это почти труп, однако немецкие моряки вылавливают из ледяного моря старшего помощника Адаева и лечат его до полного выздоровления. Иначе чем благородным этот поступок назвать нельзя. Что не укладывается в растиражированное клише о немецких офицерах. Моряков, вне зависимости от их кораблей и национальностей, объединяет одно – равенство перед морем. Морская стихия несоизмеримо больше и сильнее любого корабля. Она способна поглотить человека, корабль, она безразлична к тому, как корабль вооружён и какой на флагштоке развевается флаг. И вопрос лишь в том, под бесстрастным взглядом стихии сохраняет ли человек своё достоинство. Достоинство, которое не зависит от того, какой ты национальности и на каком ты корабле.
Только благодаря предельной искренности автора, и я, как зритель, могу спросить себя: «Как я поступил бы в показанных ситуациях? Как я поступлю в похожих ситуациях, если они случатся в моей жизни?». И, вслед за автором, ответ я нахожу не в кричащем лозунге, а в своей совести, в своей внутренней стихии, перед которой все равны.
Я присоединяюсь к выражению почтения и уважения к героям павшим. Тем печальнее, что не замечается героизм живущих рядом с нами. Отношение к историческим фактам слишком часто меняется и порою радикально. Автор не склонялся и не подгонял ничего под устоявшиеся клише, стереотипы, сложившиеся мнения, пропагандистские лозунги, складывающуюся коньюктуру. А ведь общественное мнение часто бывает гораздо более разрушительным, чем главный калибр "Тирпица".
Этим фильмом Александр Иванович Сорокин передаёт нам своё сообщение точно так же, как в своё время передала "Ижора", что бы и мы могли вовремя изменить свои маршруты, сохранить и доставить главные ценности – достоинство и любовь.
Героям павшим - честь и слава! Но ценность - в людях живых, которым мы можем лично сказать спасибо, пожать им руки, поддержать тепло живых человеческих отношений.
режиссёр Сергей Серебряков
03/03/2017
< Предыдущая | Следующая > |
---|