Поэт и толпа: «ни один лирик, кроме Лермонтова, не отдавал себя целиком выяснению неизмеримого трагизма этой неравной борьбы»

11.10.2020 18:41 Президентская библиотека
Печать
 
«Всеопределяющим мотивом в творчестве Лермонтова было мучительное сознание своего одиночества, своей оторванности от людей – словом, трагедии личности, личности восставшей и побеждённой, – прозорливо отмечает литературовед Ираклий Андроников в одном из оцифрованных раритетов Президентской библиотеки «Жизнь Лермонтова».
– Многие русские поэты говорили о своём презрении к „толпе“, но ни один лирик, кроме Лермонтова, не отдавал себя целиком выяснению всего неизмеримого трагизма этой неравной борьбы».
15 октября 2020 года исполняется 206 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова, одного из величайших и неразгаданных до конца поэтов России. То, что Лермонтов прожил всего 27 лет, не помешало ему оставить громадное литературное наследие. Электронная коллекция Президентской библиотеки «М. Ю. Лермонтов (1814–1841)» содержит материалы, раскрывающие неординарную личность писателя. В масштабной подборке представлены, в частности, черновые варианты знаменитых литературных произведений Лермонтова, его многочисленные рисунки, воспоминания о нём, видеолекции. В статье известного литературоведа Бориса Эйхенбаума в издании «Литературное наследство. № 45/46. М. Ю. Лермонтов» рассказывается о случайно обнаруженной рукописи с неизданными стихотворениями Лермонтова. Большой интерес представляют поэтические произведения, иллюстрированные И. К. Айвазовским и В. М. Васнецовым.
Многие авторы биографических очерков ищут корни гениальности в раннем детстве будущего поэта, хрупкого на вид ребёнка, рано потерявшего родителей – мать его умерла от чахотки в 1816 году, отец же не проявлял рвения в воспитании сына. В этом отношении заслуживает внимания образ матери поэта, запечатлённый в электронной копии альбома «М. Ю. Лермонтов»: «Марья Михайловна, – читаем воспоминания родственницы Лермонтовых, – была одарена душою музыкальною. Посадив ребёнка своего к себе на колени, она заигрывалась на фортепиано, а он, прильнув к ней головкой, сидел неподвижно, звуки как бы потрясали его младенческую душу, и слёзы катились по его личику. Мать передала ему необычайную нервность свою».
Из того же альбома можно узнать, что маленький Михаил, оставшийся после смерти матери на попечении бабушки, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, в её имении в Тарханах, рано начал проявлять поэтический талант: «С нежнейшего возраста бабушка следила за играми внука. Её поражала ранняя любовь его к созвучиям речи. Едва лепетавший ребёнок с удовольствием повторял слова в рифму: „пол“ – „стол“ или „кошка“ – „окошко“… Улыбаясь, он приходил к бабушке поделиться своей радостью».
«Влечение к рисованию не покидало поэта до конца жизни, – рассказывается там же, в альбоме «М. Ю. Лермонтов». – Когда бабушка, по воспоминаниям современников, из постоянного опасения за судьбу внука просила его не писать стихов и не рисовать карикатур, наделавших много шума в петербургском обществе, поэт говорил: „Что же мне делать с собой, когда я не могу так жить, как живут светские люди. Бабушка просит меня не писать больше стихотворений и не брать в руки карандаша, – не могу, не могу“».
Позже в отрывке из неоконченной повести Лермонтов, рассказывая о детстве Саши Арбенина (в большой степени – о самом себе), изображал своего героя «преизбалованным и пресвоевольным ребёнком»… «Он семи лет умел уже прикрикнуть на непослушнаго лакея. Приняв гордый вид, он умел с презрением улыбнуться на низкую лесть толстой ключницы». Да, он много болел. Но «болезнь эта имела важныя следствия… он выучился думать. <…> Воображение стало для него новой игрушкой. <…> В продолжение мучительных бессонниц, задыхаясь между горячих подушек, он уже привык побеждать страдания тела, увлекаясь грёзами души», – пишет критик и историк русской литературы Александр Скабичевский в исследовании  «М. Ю. Лермонтов, его жизнь и литературная деятельность».
«Не по годам умственно развитый, горячий поклонник Байрона, Шиллера и Руссо», говорит далее Скабичевский, Лермонтов, став студентом Московского университета, продолжает оставаться одиноким, ироничным и – для окружающих – несколько странным молодым человеком.
«Это… зависело не от одного сознания Лермонтовым своих колоссальных умственных сил, а было привито ему тою кастовою замкнутостью и чванством, в духе которых он был воспитан в доме своей бабушки. <…> Высокомерное отчуждение не позволило ему сблизиться ни с кружком Белинского, голос которого гремел тогда в 11 камере казённых студентов, ни с философствующим кружком Станкевича, ни с фрондировавшим кружком Герцена. <…> Хотя все от него отшатнулись..,  какое-то непонятное, таинственное настроение влекло к нему и заставляло вести себя сдержанно в отношении к нему, в то же время и завидуя стойкости его угрюмого нрава»,  – читаем в издании «М. Ю. Лермонтов, его жизнь и литературная деятельность».
С Белинским они всё же встретятся в апреле 1840 года перед отправкой Лермонтова на Кавказ. С большим сомнением в том, что они найдут общий язык, шёл критик на эту встречу, предполагая, что она не затянется. Как же он ошибался: разговор продолжался около четырёх часов!
«В словах его было столько истины, глубины и простоты! – цитирует слова Белинского о Лермонтове Александр Скабичевский в исследовании «М. Ю. Лермонтов, его жизнь и литературная деятельность», – <…> Боже мой! Сколько эстетического чутья в этом человеке! Какая нежная и тонкая поэтическая душа в нём!.. Недаром же меня так тянуло к нему».
К тому времени Лермонтов уже написал «Смерть поэта», за которую был арестован и сослан. Был автором «Демона», «Мцыри», «Бэлы» и других гениальных произведений. Кстати, первоначально местом действия поэмы «Демон» была Испания, но суровая красота Кавказа так прочно поселилась в сердце Лермонтова, что «тут именно зародилась в нём мысль перенести место действия поэмы „Демон“ на Кавказ». Скабичевский пишет также о том, что эту поэму Михаил Юрьевич посвятил кузине Варваре Лопухиной. Но ни этот бесценный подарок, ни его письма и сдержанно прорывающаяся в них любовь не помогли добиться расположения Лопухиной. Она вышла замуж.
Лермонтов, который так рано потерял мать и остро нуждался в женском понимании и участии, не мог получить их ни от одной из женщин, которые нравились ему… Поэт поехал на Кавказ с фатальным предвидением скорого финала. Как писал Александр Герцен, «к несчастью слишком большой проницательности в нём прибавлялось другое – смелость многое высказывать без подкрашенного лицемерия и пощады. Люди слабые, задетые никогда не прощают такой искренности…».
Мартынов не простил. Лермонтов погиб на горе Машук во время бессмысленной дуэли.
Лермонтов не был бы великим поэтом, если бы глубоко в его душе не царила всепобеждающая гармония, если бы трагическое не уравнивались в его стихах торжеством ликующей, постоянно обновляющейся жизни. Только он мог, смотря на гладь Финского залива, почти экспромтом создать «Белеет парус одинокий» – казалось бы, простое и воздушное стихотворение, наполненное глубоким непреходящим смыслом.