Битва за металлолом: зачем власти Латвии национализируют порты

17.04.2021 16:26 politexpert.net
Печать
 
Сейм Латвии должен рассмотреть поправки к закону, позволяющие исполнительной власти полностью взять на себя контроль за "морскими воротами" страны.
Но такая реформа должна заставить портовиков задуматься и вспомнить аналогичный опыт в промышленности, пишет RuBaltic.Ru. Тогда за сменой собственников последовало банкротство и сдача оборудования на металлолом.
Старт подобному процессу в свое время был дан, когда под санкции США попал мэр Вентспилса Айвар Лембергс. Чтобы вывести из-под удара его и имеющие к нему отношение предприятия, в том числе порт, политика, как и всех представителей муниципалитета, отстранили от руководства гаванью. Потом то же проделали и с портом в Риге, хотя американцы не имели к нему претензий.
Вслед за экстренно предпринятыми мерами правительство озаботилось подготовкой полноценной реформы. Она, по словам министра сообщения Талиса Линкайтса, должна освободить руководство портов от политического влияния.
Суть реформы заключается в создании на базе портов в Риге и Вентспилсе акционерного общества и раздела акций между министерствами сообщения, экономики, регионального развития, финансов и охраны окружающей среды. Линкайтс убежден:
"Компания с капиталом, которой управляет профессиональный, конкурентоспособный совет с четко определенными правами и обязанностями, имеет больше возможностей для привлечения новых клиентов, создания совместных предприятий и развития портовых операций".
Никакими доводами эти заявления не подкреплены и непонятно, почему чиновники министерств будут управлять лучше, чем опытные специалисты. Также остается открытым вопрос о новой клиентуре. Сомнительно и утверждение о деполитизации новой структуры.
Планируется, что поправки к закону не коснутся вопросов финансовой и хозяйственной деятельности. А у новых советов портов, как подчеркивает министр сообщения, будут четко определены права и обязанности, как будто до этой "оптимизации" работа в портах не регламентировалась и славилась сплошной анархией. 
Если раньше борьба за влияние в портах шла между центральной и местной властью, то теперь, как пишут в RuBaltic.Ru, "перетягиванием каната" будут заниматься ведомства, которым достанутся акции. Это связано с тем, что у каждого есть свои бизнес-интересы. Откуда возьмутся обещанные "настоящие профессионалы"? Где они были раньше и кто мешал их привлечь к работе? На эти вопросы обеспокоенные представители бизнес-сообщества пока не получили ответов.
Предстоящие изменения толком никто не может обрисовать, как и сформулировать уготованные выгоды. Если нужен государственный контроль, так он и сейчас есть. Еще недавно в кабинете министров откладывали рассмотрение поправок в законодательство о портах, собирались более тщательно проработать спорные вопросы, привлечь к обсуждению заинтересованные стороны. Теперь это понадобилось сделать в срочном порядке.
По сути, отмечают авторы издания, за всей суетой стоит банальный передел собственности и желание национализировать порты. Интересно, что эта борьба обострилась в период жесткого кризиса литовского транзита. Чем хуже обстоят дела в портах с транзитом, те сильнее идет сражение за право ими обладать. Скорее всего, идет конкуренция за право пустить предприятия на металлолом, как это уже происходило в других отраслях по всей Балтии.
Ранее в Центре европейских исследований ИМЭМО РАН пришли к выводу, что портовый кризис в Латвии связан с антироссийской политикой Риги. Гавани деградируют из-за искусственно нагнетаемых отношений с РФ.
 
politexpert.net/242173-bitva-za-metallolom-zachem-vlasti-latvii-nacionaliziruet-porty