В министерстве промышленности и торговли РФ впервые официально признали неспособность российских судостроителей конкурировать с китайскими, южнокорейскими и японскими верфями в сегменте массового строительства сухогрузов и танкеров неледовых классов.
Однозначная формулировка такого признания содержится в докладе замглавы министерства Глеба Никитина, переданном в кабинет министров/
В свете этого, правительство приняло окончательное решение сосредоточиться теперь на нишевом рынке - строительстве кораблей и другой техники ледовых классов. Отрасль сможет получить значительные заказы в свете планов агрессивного освоения Арктического шельфа.
Сообщается, что источником развития судостроения в России должны стать заказы нефтяных и газовых компаний, и прежде всего Роснефти и Газпрома, которым поручено освоение шельфа Арктики.
Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) уже вплотную занимается этим вопросом: сейчас компания действительно сосредоточена на создании судов ледового класса - ледоколов, в том числе атомных, танкеров, ледостойких шельфовых платформ и кораблей обеспечения.
В Федеральной целевой программе "Развитие гражданского морского судостроения в 2009-2016 гг." на разработку и конструирование техники для Арктики (направление "Шельф") заложено 34,2 млрд рублей. Еще 18 млрд рублей выделяется на проведение реконструкции и технического перевооружения научно-экспериментальной базы судостроения. Госзаказ на разработки НИОКР должен привести к созданию до 2030 года 254 судов для освоения шельфа общей стоимостью 826 млрд рублей.
Среди них:
- 34 платформы,
- 27 научных кораблей,
- 35 танкеров,
- 23 газовоза,
- 20 ледоколов,
- 90 судов обеспечения,
- 25 судов для монтажных и подводных работ.
Отечественные судостроители отмечают, что в области ледового судостроения у России конкурентов пока нет. Поэтому они предпочитают не "вклиниваться на рынок обычных транспортных судов". "Это "дешевый" в постройке тоннаж, - подчеркивают в ОСК. - Мы заинтересованы в постройке наукоемкого, технически сложного тоннажа"