«Помните каждый из тех кораблей»: в Петербурге вспоминают легендарные полярные конвои Великой Отечественной

02.09.2016 20:13 topspb.tv Новости - В Санкт-Петербурге
Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
 
Память полярных конвоев почтили сегодня в Петербурге. 75 лет назад советские моряки и их союзники открыли корабельное сообщение между объятым войной СССР и британско-американской стороной.
 Каждый выход в море для многих становился последним. Те, кто остался в живых тогда, пришли сегодня на Пискарёвское кладбище. Александр Буренин продолжит.  
И каждый выход мог стать последним. Лидия Ананьева попала на корабль в 15 лет. Во время обстрела немецкой авиацией её выбросило в воду. Как спаслась, не помнит. Но добавляет: больше смерти пугало попадание в плен. Выжить шансов не было, но фашисты славились изощренными пытками. 
Лидия Ананьева, ветеран полярных конвоев: «До КЗОТа они их ставили, заливали водой живых. Мы эту проходили, скажем, линию. И там наши солдаты стояли, как столбы на дороге».
Цветы к мемориалу на Пискаревском кладбище несут участники тех событий. Не только из Советского Союза, но и британцы, американцы. Люди, благодаря которым в Мурманск и Архангельск прибывали грузы от продовольствия до военной техники. Это позволяло советской армии продолжать борьбу. 
Немцы захватили военную базу в Норвегии. С этого момента красочные фьорды таили смертельную опасность. Конвои расстреливали беспощадно. Сегодня в Музей артиллерии доставили американский танк «Шерман». Он пролежал на дне Баренцева моря более полувека. Но все-таки добрался до России. Реставрация проходила в Петербурге. 
Александр Говорунов, вице-губернатор Санкт-Петербурга: «Этот танк обрёл свою вторую жизнь после реставрации на Невском судостроительном заводе. Да, он не смог оказаться в боевом ряду советских войск, которые громили фашистские полчища. А Сегодня, 70 лет спустя, этот танк несёт на себе огромную миссию. Потому что он является живым свидетельством необычайного героизма и людей героических».
А в Военно-морском музее засияла Арктическая звезда. Специальная награда - подарок от Британского флота. Историки, детально изучавшие судьбу конвоев, часто находят политические причины, по которым не удалось обеспечить безопасность грузов. Но матросы, радисты, инженеры, которые выходили в море, не отдавали приказов — лишь исполняли их. И делали это честно, рискуя жизнью. 
Сеймур Виллиам Тэйлор, ветеран полярных конвоев: «Рядом с нашим кораблём взорвалось три снаряда. Но нам всё-таки удалось спастись. Мы ушли с ужасными повреждениями. После этого я пересел на корабль, который перевозил грузы. А в конце войны мы, последний конвой, пытались спасти тех моряков, которых мы ещё можно было спасти после бомбардировки. Спасти всех не смогли. Многие, пробыв в холодной воде, умирали от обморожения».
Виктор Балсфорд, ветеран полярных конвоев: «Мы отплыли от берегов Исландии и не представляли, куда направляемся, не имели ни малейшего понятия. И вот через несколько дней после отплытия нам начали давать уроки языка, русского языка. И стало ясно, что мы плывем в Россию». 
Всего за время войны до советских берегов дошло 78 конвоев. После разгрома PQ17 буквенные наименования было решено изменить. 
Александр Буренин, корреспондент: «Во многом благодаря художественной литературе одним из самых запоминающихся эпизодов из истории полярных конвоев является столкновение советского сухогруза с немецким крейсером. Вопреки военной логике почти безоружная «Ижора» около часа продержалась против могучего «Тирпица». Обстреленная, объятая огнем. Но экипаж сумел передать информацию о местенахождения крейсера. Это, конечно, подвиг. Но если вдуматься, то подвиг — это каждый день жизни полярного конвоя. Недооценивать значение доставленных грузов просто невозможно. Поэтому к строкам писателя «Помните, люди, эту «Ижору» можно добавить: «Помните каждый из тех кораблей».
 
https://topspb.tv/news/news112023/